непознаваемость

  • 81“ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?” —     “ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?” (^Que es fdosofia?) работа X. Ортеги и Гассета. Опубликована в 1957 на основе курса лекций, прочитанных в 1929. Первоначально лекции публиковались в испанской газете “El Sol” и в аргентинской “La Nacion”. Ортега начал… …

    Философская энциклопедия

  • 82знаковая теория языка — Лингвистическая теория, согласно которой язык является системой немотивированных знаков, представленных словами; слово это только формальный знак предметов и явлений реальной действительности. Крайние представители этой теории в основу такой… …

    Словарь лингвистических терминов

  • 83АГРИППА —     АГРИППА (Ἀγρίππα) (1 в. до н. э./1 в. н. э.), философ скептик, последователь Энесидема. А. традиционно приписывают 5 скептических «тропов» (от греч. τρόπος способ, модус) воздержания от суждений. Согласно изложению у Диогена Лаэртия (IX 88… …

    Античная философия

  • 84БЛАГО —     БЛАГО (греч. τὸ ἀγαθόν, τὸ εὖ, τὸ καλόν; лат. bonum) в философии: конечный предмет стремления, а также все способствующее его достижению; в богословии одно из божественных имен. Слова «благо», «благой», «хороший» (ἀγαθός, bonus, англ. good,… …

    Античная философия

  • 85ХАОС —     ХАОС, в др. греч. мифологии, поэзии и философии докосмическое состояние, зияющая пра бездна (от др. греч. χάσκω, χαίνω зиять, зевать, разевать рот, быть пустым и голодным); неупорядоченное первовещество; противоположность конечному,… …

    Античная философия

  • 86интеллигибельное —         ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНОЕ (от лат. intelligibilis умопостигаемый, мыслимый) философский термин, соответствующий греческому «ноуменальное», противопоставляемый термину «сенсибельное» (феноменальное) и означающий то, что по своей природе должно… …

    Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • 87неопределенности перевода тезис —         НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ПЕРЕВОДА ТЕЗИС положение, сформулированное амер. логиком и философом У Куайном. Тезис утверждает, что в ситуации радикального перевода (перевода с неизвестного полностью языка) могут оказаться эмпирически равноправными и …

    Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • 88онтологической относительности принцип —         ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП (от греч. on, ontos сущее) ограничительный результат, полученный амер. логиком и философом У Куайном. Он направлен против абсолютистского взгляда на онтологию: универсальная онтология, в том числе и… …

    Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • 89я —         Я непосредственно данная индивиду целостность его жизни. Я воспринимает себя как центр сознания, как то, кому принадлежат мысли, желания, переживания индивидуального субъекта. В то же время Я это единство индивидуальной биографии, это то …

    Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • 90Апофатизм — (апофатика)    традиция апофатического, или отрицательного, богословия. Апофатическая (негативная) теология направлена на то, чтобы выразить сущность Бога путем отрицания всех возможных определений, как несоизмеримых с его природой. Бог предстает …

    Проективный философский словарь