лжеучение
97Василий Великий — (ок. 330 379) святитель, родился в Кесарии. В семье свт. Василия к лику святых причислены мать Эмилия (память 1 (14) января), сестра Макрина (память 19 июля (1 августа)), брат Григорий (память 10 (23) января). Отец был адвокат, под его… …
98ГРОТ Николай Яковлевич — (18(30).04.1852, Гельсингфорс (Хельсинки) 23.05(4.06). 1899, с. Кочеток Чугуевского у. Харьковской губ.) философ, психолог, проф. Московского ун та (с 1886), председатель Московского психологического об ва, один из организаторов и первый… …
99Собор святых Вселенских учителей и святителей — 12 февраля (30 января по старому стилю) Православная Церковь празднует память святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В Греции со времен турецкого владычества – это день Образования и …
100ИОАНН ДАМАСКИН — Прп. Иоанн Дамаскин. Икона. Нач. XIV в. (скит св. Анны на Афоне) Прп. Иоанн Дамаскин. Икона. Нач. XIV в. (скит св. Анны на Афоне) [греч. ᾿Ιωάννης ὁ Δαμασκήνος, ὁ Χρυσορρόας, лат. Ioannes Damascenus] (2 я пол. VII в., Дамаск до 754 г.), прп. (пам …
101ВОДА — [греч. ὕδωρ; лат. aqua], один из первоэлементов тварного мира. В ветхозаветной религии и христианстве (как, впрочем, и в остальных традиц. религиях) В. наделяется богатой символикой и широко используется в литургической практике. В древних… …
102АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ ПАТРИАРХАТ) — От основания до сер. VII в. Александрия Судьбы Александрийского Патриархата, особенно на раннем этапе его становления, в значительной степени определялись спецификой исторического развития столицы эллинистического и рим. Египта Александрии. Этот… …
103АНАЛОГИЯ — [греч. ἀναλογία, лат. proportio], соответствие, равенство или сходство свойств или отношений 2 и более величин на основе признака общности; единство значения (смысла), сохраняемое именем (понятием) при различном его употреблении. В пифагорейской …
104АНТИМАРИАНЕ — [антикомариане, антидикомарианиты], последователи ряда еретических учений, отрицавших приснодевство Богоматери. Первыми среди них были эбиониты (I в.), утверждавшие, что Иисус Христос был плотским сыном Иосифа Обручника и Марии. Позднее появились …
105ГРИГОРИЙ ПАЛАМА — [Греч. Γρηγόριος Παλαμᾶς] (ок. 1296, К поль 14.11.1357, Фессалоника), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2 ю Неделю Великого поста), архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви. Жизнь Источники Свт. Григорий Палама. Икона. Посл. треть …
106ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ I — [греч. Εὐχαριστία], главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении (μεταβολή изменение, превращение) приготовленных Даров (хлеба и разбавленного водой вина) в Тело и Кровь Христовы и причащении (κοινωνία приобщение; μετάληψις принятие)… …
107ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ — [греч. ᾿Επιφάνιος ὁ τῆς Κύπρου; лат. Epiphanius Constantiensis in Cypro], свт. (пам. 12 мая) (ок. 315, сел. Бесандука, Палестина 12 мая 403), еп. г. Констанции (древний Саламин, ныне пригород Фамагусты, Кипр), отец и учитель Церкви, богослов… …
108ЕРЕСЬ — [греч. αἵρεσις выбор, направление, учение, школа], ошибочное учение, искажающее фундаментальные основы христ. веры. История термина Первоначально слово «Е.» не имело негативного значения. Оно использовалось применительно к различным философским… …
109ИМЯСЛАВИЕ — движение почитателей имени Божия, начавшееся в рус. мон рях Афона в 1909 1913 гг. и нашедшее сторонников в России. Связанная с И. полемика нашла выражение в трудах рус. богословов и философов XX в. Имяславские споры «Афонская смута» 1909 1913 гг …
110ПЕРВЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР — вскоре после принятия Миланского эдикта (313 г.), покончившего с государственными гонениями на Церковь, возникла одна из самых опаснейших ересей лжеучение александрийского пресвитера Ария. Она касалась учения о Божестве Сына Божия главного… …
111Кирилл — – александрийск. архиеписк., св. отец, получивший известность в истории христианства во времена несторианских движений. К. изучал св. Писание у Иоанна Златоуста, Дионисия, Афанасия и др., затем до избрания вел подвижнический образ жизни.… …
112Откровение — – проявление Высшего Существа для нас, людей, знакомящее нас с истинной своей сущностью и с требованиями к нам, предъявляемыми свыше. Оно, во первых, открывает нам Божество, т. е. становится фактом теофании (богоявления) и, во вторых, дает… …